четверг, 9 марта 2017 г.

Что такое пробуждение, и с чем его едят

Часть первая. Безмятежность бытия
Часть вторая. Физиологические аспекты
Часть третья. Потерянный рай

В предыдущих частях мы пытались понять, что же из себя представляет пробуждение, и какие оно имеет физиологические основы. В этом посте я хочу привести отрывки из книги Джона Тома «Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения», которые, как мне кажется, дополняют общую картину того, чем же, по сути, является пробуждение.

«Рамана Махарши говорит, что самореализация – это возвращение к своему естественному состоянию. Экхарт Толле говорит, что истинная природа человека – это вечносущее «Я-есть» сознание в своем чистом состоянии до отождествления с формой. Значение каждого из этих утверждений прозрачно: в какой-то момент нашей коллективной или индивидуальной истории каждый из нас обитал в состоянии сознания, ныне именуемом просветлением.

Просветление – наше естественное состояние, но это чистое состояние осознания было утрачено в результате неких изменений в нашей среде или обстоятельствах. Эта утрата совпала с подъемом самосознания, «я»-мышления, или эго. […]

Если самореализация – это возвращение к своему естественному состоянию, как утверждают Толле и Махарши, если просветление действительно является нашим естественным состоянием, тогда наверняка можно определить ту эпоху человеческой истории, когда наши предки наслаждались этим ликующим состоянием сознания, и обнаружить, что именно привело к зарождению многократно проклинаемого человеческого эго. К счастью, оказывается, существует масса свидетельств – как мифических, так и фактических, - на которые мы можем опереться.

Мифы о «Золотом Веке» можно найти в древних культурах всего мира. Они повествуют о далеких временах, задолго до начала письменной истории, когда человечество жило в идеальном состоянии утопии. Считается, что «Золотой Век» был периодом мира и гармонии, когда человеческие существа были чисты и бессмертны.

Не существовало ни богатства, ни бедности, ни страха, ни боли, ни печали, ни потребности в физическом труде, поскольку земля в изобилии производила пищу для всех. В литературных описаниях «Золотой Век» всегда заканчивается из-за какого-то разрушительного события, которое становится причиной падения человечества.

Для западного читателя знакомым примером является миф об Эдемском саде. История об утрате Адамом и Евой невинности и их изгнании из Эдемского сада в действительности представляет собой метафору развития самосознания и проблем, порожденных возникновением человеческого эго, - таких как социальное и половое неравенство, смерть, война, геноцид, деспотизм, грех, алчность, злоупотребление наркотиками и т.д. Эдем был не просто конкретным временем и местом, существующим в доисторические времена; он был и остается состоянием ума.

Примечание: Если наши предки действительно были бессмертными, то разве не должны они до сих пор жить среди нас? Нет, разумеется, потому что бессмертие никак не связано с телом – равно как и не требует, чтобы индивидуальная душа пережила смерть тела. Смертность и бессмертие полностью зависят от присутствия или отсутствия эго-мысли или «я»-мысли. Эго – это абстрактная концепция, опирающаяся на язык, и только создание, способное воспринимать себя как автономное, способно ощущать жизнь и смерть; именно поэтому просветление включает в себя сокращение мышления.

Просветленные вновь обретают бессмертие, лишаясь приобретенного ощущения разделения, а не живя вечно в форме – телесной или бестелесной. Индивидуальность – иллюзия, а Божественное «Я» - единственная реальность. До начала письменной истории индивидуумов не было, следовательно, люди были бессмертны. 

Наука поддерживает и упрочивает веру в мифический «Золотой Век», хотя и не совсем так, как можно было ожидать. […] Люди палеолита (ранний каменный век) были идентичны нам. У них были те же физические данные, тот же мозг и та же внешность, что и у сегодняшних людей, но физически они отличались большей крепостью и имели больший размер черепа. Наши предки были не только сильнее, выносливее и крепче нас, но, вполне вероятно, и умнее.

До подъема земледелия планета Земля была девственной и прекрасной, а популяция человека - достаточно небольшой, чтобы земля действительно в изобилии поставляла пищу для каждого. Древние охотничье-собирательские сообщества были эгалитарными и жили небольшими кочевыми группами до двадцати особей. Все, кроме больных, престарелых и детей, участвовали в добывании пищи».

Джон Том считает, что изгнание из рая произошло в тот момент, когда начало развиваться земледелие, оно повлекло за собой значительный прирост населения, социальное расслоение, разделение труда, развитие технологий, абстрактного мышления, речи, и как результат – формирование эго, и осознание себя как отдельного существа, со всеми вытекающими из этого последствиями в виде бедности, несправедливости, войн, эпидемий и т.д.

Далее Джон Том пишет: «Просветленный подобен дикарь, но дикарь – это не просветленный. (Рамана Махарши) […]

Его душа, которую ничто не волнует, предается только лишь ощущению его существования в данным момент, не имея никакого представления о будущем, как бы оно ни было близко, и его планы, ограниченные, как и кругозор его, едва простираются до конца текущего дня. (Жан-Жак Руссо)

Данное Руссо описание первобытного человека с равным успехом могло бы служить описанием просветленного; однако есть некоторые примечательные различия. […]

После своего духовного пробуждения я по-прежнему мог думать, читать и писать, но только с некоторым усилием. Дело было не в том, что я в то время отупел или поглупел на самом деле, в нескольких случаях меня даже «уличали» в гениальности.

Различие между моим состоянием и состоянием охотника-собирателя заключалось всего лишь в том, что я мог, пусть и не без усилий, мыслить абстрактно, а дикарь этого не мог. Хотя просветленное состояние напоминает состояние дикаря, самореализованный человек, который прежде был индивидуальной личностью, не может не сохранять некие остатки «я», сколь угодно мимолетные, когда занимается какой-либо формой основанной на языке деятельности, но его естественная тенденция – оставаться поглощенным блаженным безмолвием.

Единственное преимущество, которое есть у просветленного перед дикарем, состоит в том, что мимолетное присутствие отдельного «я» делает возможным наслаждение блаженными, полными любви отношениями с Божественным.

Духовное пробуждение задействует энергетические процессы, которые приводят в результате к реконфигурации мозга и изменению способа восприятия мира. Просветленные не ощущают себя как индивидуумы, но по-прежнему способны использовать свои ментальные способности и функционировать в современном мире, хотя и с полным безразличием к судьбе собственного тела или мира».

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Нет, я не призываю снова вернуться к первобытному образу жизни. Это было бы слишком сложно для современно человека, да и в этом нет нужды.

Вывод, который можно сделать, заключается в том, что пробуждение – это естественное состояние, которое в давние времена было присуще всем людям. Наш мозг с тех пор не изменился, следовательно, способность к подобному восприятию мира все еще таится внутри нас. Пробуждение – это возвращение к истоку, к своему естественному состоянию.

Далее Джон Том пишет, что процесс формирования левополушарного восприятия мира можно проследить не только на истории человечества в целом, но и на развитии каждого человека в отдельности, ведь в детстве люди воспринимают мир непосредственно, т.к. абстрактное мышление еще не развито в достаточной степени, и только много позже, став взрослыми, они начинают видеть реальность как совокупность отдельных понятий и связей между ними.

Конечно, ребенок – это еще не просветленный. Ребенок находится в этом состоянии неосознанно, он просто плывет по течению своих внутренних ощущений и побуждений, никак не корректируя свое поведение. Однако восприятие ребенка и восприятие пробужденного определенно имеет одни и те же корни.

Представьте, что перед вами человек, который может смотреть на мир чистыми, незамутненными и полными восхищения глазами ребенка, и при этом функционировать в этом мире, как взрослый и в меру ответственный индивид. Это и есть просветленный.

Подобные рассуждения снова разворачивают нас в сторону самих себя в поисках пробуждения. Все мы когда-то были в этом состоянии, все мы где-то в глубине души знаем, что оно из себя представляет.

Путь к пробуждению, или как попасть туда, где ты уже находишься

Комментариев нет:

Отправить комментарий