суббота, 18 марта 2017 г.

Путь к пробуждению, или Как попасть туда, где ты уже находишься

Часть первая. Как распутать путаницу
Часть вторая. Разоблачение иллюзии
Часть третья. Просто быть
 
В прошлый раз мы рассмотрели левополушарные методы, способствующие пробуждению, в этом посте поговорим о правополушарных.

К данному виду методов можно отнести технику квантового смещения, предложенную Френком Кинслоу, а также практику Присутствия Экхарта Толле.

В процессе подобных упражнений, человек делает то, что относится к функциям правого полушария головного мозга: смотрит, слушает, чувствует, наблюдает, осознает, находясь при этом за пределами слов и концепций. Во-первых, если внимательно смотреть, то можно многое увидеть и понять о себе и о мире. А во-вторых, поскольку эти методы задействуют правое полушарие, то, постепенно, оно становится более активным, мозг как бы переучивается просто смотреть на мир, вместо того, чтобы его анализировать, а это, по сути, и есть пробуждение.

Медитацию, чисто теоретически, тоже можно было бы отнести к правополушарным методам, однако на практике здесь есть множество нюансов. Дело в том, что этим словом называют самые разные техники, и далеко не все из них способствуют внутренней трансформации. За века своего существования медитация обросла множеством условностей и наслоений. Зачастую слишком много внимания уделяется внешней стороне вопроса, в то время как суть ускользает.

Джон Том в книге "Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения" пишет об этом так: "Практика медитации помогает контролировать эмоции, сосредоточивать внимание и снижать стресс […] Медитация есть волевая деятельность, предназначенная для деактивации тех областей коры головного мозга, которые принимают и перерабатывают сенсорную информацию. Медитация обычно понижает активность в теменной доле – отделе мозга, который расположен рядом с макушкой головы и ориентирует нас в пространстве и времени. Понижая активность теменной доли, мы утрачиваем чувство границ и воображаем, что ощущаем единство со Вселенной. На самом деле мозг не прекращает работу во время медитации – лишь блокирует информацию из внешнего мира, создавая одну из форм сенсорной депривации, которая дарует практикующему иллюзию внутреннего покоя. Медитативные состояния не имеют никакого отношения к самадхи (просветлению). Просветленные не медитируют. Человек обретает самопознание, полностью взаимодействуя с миром чувств и ощущений, а не подавляя сенсорные стимулы. Просветленный восхищен и поглощен происходящим, а не сосредоточен и отстранен".

В своей книге "Конец твоего мира.Откровенный разговор о природе просветления" Адьяшанти пишет: "[После пробуждения] ум стал гораздо спокойнее. На протяжении многих лет я практиковал медитацию, стараясь успокоить свой ум, но это было успокоение совсем другого рода". В то же время в книге "Путь Освобождения. Практическое руководство для духовного просветления" Адьяшанти рекомендует медитацию в качестве одного из методов, способствующих пробуждению, но при этом вносит ряд оговорок: "Медитация - это ни средство для достижения цели, ни что-то, что можно усовершенствовать. Медитация, выполняемая корректно, это выражение Реальности, а не путь к ней. Согласно Пути Освобождения, медитация имеет очень специфическое определение, цель и применение. Медитация - это искусство позволить всему просто быть в глубочайшем смысле. Чтобы позволить всему быть, мы должны оставить усилие контролировать и управлять нашим опытом - что значит отбросить персональную волю. Это удар в самое сердце структуры эгоизма, который ищет счастья через контроль, поиск, приложение усилий и манипуляцию. Многие виды медитации основаны на обучении контролю над опытом индивида и используются как средство достижения покоя. Такие методы часто ведут в тупик, где индивид достигает спокойствия ума лишь на срок, в течение которого эго сковано медитативной техникой".

Думаю, ориентиром во всей этой путанице может служить тот, кто медитации обучает. Если учитель – пробужденный, то он, скорее всего, сможет направить вас именно в то состояние, которое способствует внутренней трансформации, если же нет – то медитация годится только для того, чтобы расслабляться и снимать стресс. Если вы обучаетесь самостоятельно, то ориентируйтесь на рекомендации пробужденных, старайтесь понять суть и отбросить все лишнее. Кроме того, вы вполне можете опираться на свой собственный опыт и здравый смысл. Если вы медитируете уже долгое время и никакой трансформации восприятия не происходит, если все, чего вы добились – это приятные ощущения во время самой медитации и снижение уровня стресса в целом, то, по всей вероятности, вам нужно пересмотреть свою практику. 

Правополушарные методы не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они требуют изрядного упорства, настойчивости и терпения. Вполне возможно, что ощутимого результата придется ждать довольно долго, и порой будут случаться периоды, когда вообще ничего не получается, так что без усилий вы здесь не обойдетесь. Однако эти усилия заключаются не в самой практике, т.к. практика как раз ориентирует на то, чтобы отпустить контроль и просто быть, а в том, чтобы ее продолжать, преодолевая различные затруднения.

Часть четвертая. Конечная остановка

Комментариев нет:

Отправить комментарий