пятница, 24 марта 2017 г.

Путь к пробуждению, или Как попасть туда, где ты уже находишься

Часть первая. Как распутать путаницу
Часть четвертая. Конечная остановка

В прошлых постах мы говорили о практиках, способствующих пробуждению, в это раз попробуем понять, к чему это все в итоге приводит. 

Как долго необходимо заниматься практиками, чтобы пробудиться? Не десятки лет – это точно. Думаю, пару-тройку лет, может быть, несколько лет. Это зависит от конкретного человека, от закостенелости его взглядов, плотности эго, силы намерения, времени, которое он посвящает практикам, врожденным склонностям, приобретенным опыту и навыкам. Ситуация зачастую еще осложняется тем, что человек до пробуждения не вполне ясно понимает, что конкретно он должен делать, в результате чего он может подолгу ходить кругами, топтаться на месте или, вообще, двигаться не в том направлении. В этом смысле хорошо, если рядом есть пробужденный, который подскажет что, да как. К сожалению, далеко не у каждого есть возможность лично общаться с таким человеком, в этом случае приходится искать подсказки самостоятельно в книгах и статьях, опираясь на свое собственное видение и опыт.  

В процессе работы над собой, как правило, происходит одно интересное явление. В тот момент, когда правое полушарие уже в достаточной степени активно и/или работа левого на должном уровне саботирована, тумблер в голове переключается сам собой, и человек совершенно неожиданно обнаруживает себя в состоянии чистого восприятия. Именно поэтому возникает ощущение, что пробуждение – это милость, что оно просто случается, однако вряд ли оно произошло бы, не будь перед этим внушительной подготовительной работы.

Первый опыт пробуждения в большинстве случаев еще не означает окончательный и бесповоротный выход за пределы привычного восприятия мира. Спустя какое-то время левополушарное видение может вернуться, потом опять уйти, и опять вернуться. И так продолжается еще какое-то время. В этот период идет освобождение от остатков иллюзий, смена привычек, перестройка всех сфер жизни.

И хотя это еще не окончательное просветление, этот момент с уверенностью можно назвать концом поиска в том в виде, в каком он существовал до сих пор. Теперь все становится ясно, и больше уже нет вопросов. Если человек увидел мир с точки зрения единения – он его увидел. И не важно смотрел он пять минут, один год или всю жизнь – суть от этого не меняется. Это то же самое видение, та же самая истина. С этого момента человек может легко узнавать тех, кто испытал то же самое. Читая и слушая других пробужденных, он ощущает нечто вроде узнавания, он теперь видит то, что стоит за словами, понимает, что они имели в виду.

Сама я сейчас нахожусь именно на этом этапе. Пробужденное состояние время от времени уходит, потом опять возвращается, но с каждым разом оно становится все ярче, а перерывы все короче. Кажется, я уже ничего не делаю для того, чтобы его обрести или удержать, все происходит само собой. Я не чувствую больше потребности торопить события, что-то искать, куда-то стремится. Все идет так, как оно идет.  

Я не могу знать, что будет дальше, но на основании опыта других людей можно сделать вывод, что, в конечном итоге, и этот процесс тоже завершается, и состояние чистого восприятия становится неотъемлемой частью жизни.

Вот что пишет об этом Адьяшанти: «После первого настоящего опыта пробуждения, который я пережил в двадцать пять лет, мне, как и большинству людей, пришлось пройти через определенный процесс — процесс раскрытия, который продолжался около семи лет. […] В момент пробуждения, который произошел в двадцать пять лет, я осознал, что я — не тело, не ум и не личность, я осознал, что все это сон. Но тогда я еще не осознавал, что даже когда ты знаешь, что это сон, с ним приходится иметь дело. Если в теле, уме и личности все еще существует разделение, если во всей системе еще есть конфликты, гравитационная сила будет по-прежнему затягивать сознание в страдания. […] Сознание открывается, ощущение отдельного «Я» исчезает, а потом, как диафрагма объектива фотокамеры, сознание опять закрывается. […] Хорошая новость состоит в том, что если такой момент ясного видения однажды имел место, диафрагма сознания уже больше никогда не закроется полностью.  […] Примерно в тридцать два года совершенно неожиданно я пережил еще одно пробуждение. По своей сути оно не отличалось от того, что случилось в двадцатипятилетнем возрасте, однако оно было намного яснее. Можно сказать, что момент пробуждения, который произошел со мной в двадцать пять лет, был несколько смутным и туманным. Это было подобно тому, что я вышел на солнечный свет, но в туманный день. Хотя произошло определенное изменение восприятия, оно не было достаточно ясным. Пробуждение, которое произошло в тридцать два года, было исключительно ясным. Это было окончательное и необратимое событие, необратимое прозрение. Я увидел — в сущности, это было то же самое, что мне открылось в двадцать пять лет — что я все и ничто, и в то же время я превосхожу все и ничто. Я увидел, что то, чем я являюсь, невыразимо и неописуемо. У меня было ощущение, что я проникаю глубже, глубже и глубже—к самым основам существования. Я не хочу сейчас подробно описывать этот опыт пробуждения. Скажу лишь, что все, что мне тогда открылось, осталось со мной навсегда. Я уже больше никогда не забывал этого, диафрагма объектива больше не закрывалась.»   

В заключение добавлю, что бывают случаи, когда пробуждение происходит совершенно спонтанно, безо всяких практик, как это случилось, например, с Экхартом Толле или Джоном Томом. Однако и это не происходит на ровном месте, нужны особые условия, обстоятельства, личностные склонности. Воспроизвести их довольно трудно, если вообще возможно, поэтому не думаю, что рассмотрение подобных случаев имеет практическую ценность.

Часть пятая. Наилучший учитель

Комментариев нет:

Отправить комментарий